ДРАМАТУРГ ХХI ВЕКА  

ИРИНА АГАПОВА - ДРАМАТУРГ

Имя Ирины Анатольевны АГАПОВОЙ хорошо известно в кругу профессиональных психологов. У многих людей оно ассоциируется с термином «психологическая помощь». А в августе двухтысячного года Ирину Анатольевну видела по центральному телевидению вся страна. Дело в том, что она участвовала в съемках передачи «Слушается дело» канала ТВЦ и стала объектом пристального внимания телекамер. Она присутствовала на передаче из чисто профессионального интереса. Ее, как психолога, занимала обсуждаемая в передаче сложная проблема психических отклонений у малолетних преступников.
Но наш рассказ не об ее профессиональной деятельности, а об ее хобби. Давнишнее хобби Ирины Анатольевны – драматургия – как выяснилось, тесно связано с основной профессией.
Ирина Анатольевна с юношеских лет пишет пьесы для детей и молодежи. В 1999 году у нее вышли в свет два первых сборника сценариев и пьес для постановки в молодежных театральных студиях и самодеятельных коллективах. В 2000 году эти книги уже трижды переиздавались.
В настоящее время у нее насчитывается уже семь изданных книг, и еще несколько ее книг разной направленности – от драматургической до психологической - находятся в печати. Кроме того, ее работы охотно публикуются целым рядом художественных и научных журналов.
Сегодня я беседую с этим самобытным человеком.
- Ирина Анатольевна, вам еще не было 25 лет, когда вы уже выпустили целых две книги. Ведь это уникальное событие в своем роде – этим, пожалуй, мало кто даже из знаменитых драматургов-профессионалов похвалиться может. А вы как к этому пришли?
- Первая моя пьеса и интермедия к ней были поставлены в одном из театров молодежной студией, когда мне было лишь 14 лет. Это была приключенческая новогодняя сказка. С тех пор я стала писать пьесы для детей, которые шли «в копилку». Ставиться-то они ставились, но издать их для широких масс не было возможности – издательские концерны с детьми договора не заключали.
- Значит, пьесы для детей ждали своего часа и дождались. Но я знаю, что в 2000 году вышли в свет ваши пьесы для юношества. И именно за эти пьесы вас удостоили официального звания «драматург ХХI века». Пьесы такого уровня считаются в драматургии наиболее сложными – молодежная тема всегда актуальна. Но редкий драматург решается захватить ее.
- Изо всех сил буду стараться оправдать эти слова. Вы имеете в виду трилогию пьес, объединенную названием «Эрида – богиня раздора». Эту трилогию я написала, будучи уже человеком с вузовским дипломом. В первой пьесе трилогии под названием «Серебряный котел дури» затрагиваются актуальные ныне темы – проблема наркомании, первой юношеской любви – так называемое «агапэ». По жанру пьесу можно отнести к психологическому триллеру. Ее постановка прошла в одной из школ города ко дню борьбы с наркоманией. Зрители восприняли ее хорошо, а главное – правильно поняли творческий замысел. В двух других пьесах – «Венок из мертвых цветов» и «Сапфиры принцессы» - сильна психологическая мотивировка поступков героев, анализируется логика их поведения, способность прийти на помощь друг другу. Все три пьесы объединяет одна главная героиня – решительная женщина с таинственным именем Эрида. Кроме того, я хочу отметить еще одну особенность этих пьес – это пьесы с зонгами. Зонги – такие вставные музыкальные номера, попросту говоря, песни. Поэтому в пьесах звучат много песен на мои стихи, таких как «Сиреневый бархат», «У колдуньи», «Прошлое не отпускает» и другие.
- Трудно ли находить темы для сюжетов молодежных постановок?
- Мне – нет, и по нескольким причинам. Во-первых, я сама еще молодая, воспринимаю некоторые проблемы, как говорится, «изнутри», а во-вторых, специальность моя дает практическую базу разработок, которые облегчают поиски сюжетов. Мне кажется, что пьесы трилогии «Эрида – богиня раздора» отлично подошли бы для сценариев кинофильмов. Во всяком случае, аналогов им я не видела. Кроме того, этот цикл я думаю продолжать. У меня есть наброски еще двух пьес с той же главной героиней.
- Многие моменты ваших пьес построены на личных наблюдениях со стороны?
- Очень многие! Так, семь лет назад мы с мужем поехали отдохнуть на одну подмосковную турбазу. Там со мной произошла совершенно чудовищная вещь: я случайно оказалась в эпицентре бандитской перестрелки. К счастью, все закончилось благополучно. Почти аналогичный случай я описываю в пьесе «Серебряный котел дури». Писать для молодежи потрясающе увлекательно. Только необходимо знать их настоящие интересы: будь то локальный конфликт Северного Кавказа, о чем говорится в «Сапфирах принцессы», или немного парапсихологии – астральное путешествие по параллельным мирам в «Венке из мертвых цветов». Я считаю, что именно в пьесах для молодежи важно четко разграничить и показать, что такое добро, а что – зло. Молодежь – это будущее России. Я просто вношу свою посильную лепту в формирование хорошего и достойного будущего страны.
- Скажите, а книги по своей основной специальности – по психологии – вы пишете?
- Да, мою последнюю вышедшую в свет книгу как раз можно назвать психологическим учебником по межличностным отношениям. Названия ее я называть не буду, чтобы это не сочли за рекламу. Она рассказывает о многих нюансах предсвадебного, свадебного и послесвадебного периодов. Например, о том, как познакомиться с понравившимся человеком, как сделать предложение о браке, как настоять на регистрации брака в загсе и о многих других интересных вещах рассказывает эта книга. Кстати, о многих вопросах, затрагивающихся в этой книге, я уже рассказывала корреспондентам газеты «Моя семья». Например, о брачном возрасте и сексуальных травмах, о возрастной разнице между мужчиной и женщиной и об официальном оформлении брака в загсе.
- Ирина Анатольевна, какие у вас планы на будущее? Над чем вы сейчас работаете?
- Я начала писать романы. В их основах лежат сюжеты пьес цикла «Эрида – богиня раздора», о которых мы с вами говорили ранее. В романах все, как и в пьесах, та же главная героиня Эрида – молодая женщина с твердым характером. Знаете, получаются такие лирические романы для женщин, о любви, о сложности человеческих отношений. Я их могу назвать «сказками для взрослых». Потому что в каждом романе присутствует сильная мистическая сторона действий, паранормальные явления – то, что сейчас модно, о чем много говорят. Конечно, мои романы пока еще на стадии доработок. Но очень хотелось бы предложить их издателям. Я уверена, что читателям они бы понравились. В них есть чувство юмора, острота проблем, а в последнем романе даже появляется настоящий принц, который, по традициям всех лучших русских сказок, делает предложение главной героине. Романы с хорошим концом – то, чего сейчас, по-моему, так не хватает в нашей жизни.


Статья «Ирина Агапова – драматург», журнал «Клуб» (Москва, 2002 г)

Хостинг от uCoz
Главная