| |||
Конкурс! |
Объявляется конкурс рецензий на рассказ "Вечный вечер по имени "Анна" (Авторский вариант названия "Вечный вечер, имя которому "Анна"). Автор рассказа - Ирина Анатольевна Агапова
АВТОР РЕЦЕНЗИИ - ВЫ! Рецензии принимаются на адрес ia200938@yandex.ru с пометкой "на конкурс рецензий" Лучшие будут опубликованы на сайте Приз победителю конкурса - новая книга И. Агаповой и М. Давыдовой ДАТА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ - НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГОДА |
Рецензия "Тук-тук, кто в логове живет?" Л. Самойленко (Москва) |
Рецензия на рассказ «Вечный вечер по имени «Анна» И. Агаповой, опубликованный в журнале «Искатель» № 1, январь, 2008 год.
ТУК-ТУК, КТО В ЛОГОВЕ ЖИВЕТ? (Или «Сын полка» на новый лад ) Признаться, не верила я в бытующее среди литераторов негласное мнение: если, мол, произведение автора опубликовали в литжурнале, считайте, его отметили своеобразным «знаком качества». Однако, рассказ, которым журнал «Искатель» открыл 2008 год, и впрямь можно назвать удачной находкой. Речь пойдет о фантастическом рассказе Ирины Агаповой. Пожалуй, это даже больше лирическая сказка, чем рассказ. Называется история «Вечный вечер по имени «Анна». Начинаешь читать и сразу отмечаешь не только богатейший лексический запас, обилие метафор и легкость изложения, но еще - и умение «вкусно подать» любое описанное событие и здоровый сарказм автора. В водоворот ни на что не похожих фантастических событий попадаешь с первых же абзацев. Итак, партийный босс времен начала социализма бросил на произвол судьбы недостроенный особняк. Стоял этот домишко не одно десятилетие пустой и никому не нужный. Однако, доподлинно известно, если в каком-то месте ничего не посеяно, то рано или поздно там взойдут ростки дьявольщины. Почти так и получается, когда особняк заселяют члены клана «живущих вечно». И превращается обычный пустующий дом в обитель загадочных существ, которые, с одной стороны, вроде похожи на нас с вами, а с другой - совсем иные. Одни из них умеют колдовать, другие летают на метле, кое-кто недурно готовит салаты из белены и поганок, а кто-то силой взгляда обращает в камень врагов. Однако, они вполне дружелюбны и даже благожелательно настроены по отношению к соседям. Ведь в их среде бурлят все те же насущные страсти: обсуждаются привычные вопросы порядочности, дружбы, одиночества, денег, предательства и любви. Но на большинство простых людей они наводят панический ужас, подобный тому, который внушало чудовище Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Единственный человек, которых не боится их – это главный герой рассказа, обычный юноша Ивашка. А не дрейфит потому, что он «почти родственник» всей этой разношерстной кунсткамере, и жить с ними под одной крыше считает делом привычным. Этакий «сын полка», которого когда-то спасли от гибели галантные «чудовища Франкенштейна». Он удачно вписался в их среду и стал в прямом и переносном смысле «душой и сердцем» логова, своеобразным связующим звеном, или, как говорят экстрасенсы, «проводником», между миром обитателей логова и миром обычных людей. Однако, дальше – круче! При знакомстве с другими «homo sapiens», например, «суперсветской львицей» по прозвищу мисс Иго-го и неким «бездарем-актером Митей Харатиным» догадываешься – вот где спрятаны истинные монстры! Вникая в их характеры, понимаешь, кого на самом деле надобно опасаться. Оказывается, эти антропоморфные герои, не умеющие отличать плохое от хорошего, живущие ложными представлениями о благородстве, честности и порядочности, гораздо страшнее членов клана «живущих вечно». Даже у известных писателей были проблемы с тем, чтобы удачно завершить свое произведение, то есть написать хороший конец. В «Вечном вечере…» к этому не придраться, финал по-настоящему сильный. Общая мораль заключается в страшном противопоставлении героев мистических «реалити»-персонажам – у одних мертво тело, но душа чистая и светлая, другие же при живом и здоровом теле имеют червоточащую душу, от которой разит запахом склепа... Что же касается Ивашки, то он находит свое призвание. Благодаря своей встрече с молодой учительницей, по имени Анна, Ивашка выбирается из замкнутого круга своей жизни и рвет старые устои. На что, впрочем, ему дают разрешение его «близкие»: «Твое место рядом с теми, кто, как и ты, имеет душу… Твое время покинуть нас пришло… Строй свою жизнь так, чтобы она была близка тебе». Его любовь к Анне настолько сильна, что он проносит ее через всю свою жизнь, недаром именно в ее честь назван и сам рассказ! Мечта Ивашки исполняется, он становится писателем и издает свою повесть. Она - своего рода дань памяти приютившему его клану, его сыновья благодарность и признание в любви за их доброту и… человечность. Рассказ молодого автора И. Агаповой является возрождением незаслуженно забытого литературного жанра. Ибо он - тончайшая пародия в духе Франсуа Рабле с его Гаргантюа и Пантаргюэлем, и Льюиса Кэрролла с его Мартовскими котами и Оболванившимися шляпниками. А богатую фантазию автора можно сравнить с булгаковскими перипетиями, где тусклый быт сливается с яркой выдумкой, и одно без другого уже не может существовать. Повествование заставляет глубоко задуматься над современными культовыми фигурами «голубого экрана», способствующими примером своего поведения и насаждения анти-идеалов одебильневанию общества, пропаганде социальных девиаций и деликвентного образа жизни. Все образы в рассказе Ирины Агаповой ярко прописаны и хорошо просматриваются, хоть и выведены под псевдонимами. И в сравнении с этими аморальными и бездуховными антропоморфными монстрами, обитатели логова, несколько шокирующие сначала, кажутся просто «белыми и пушистыми». А что касается недочетов, то пусть пара-тройка опечаток, найденных мною в рассказе, будут вечным памятником вездесущим корректорам. Впрочем… пожалуй, даже опечатки придают повествованию шарм! |
Рецензия "Понимание и любовь спасут мир" Arutun (Москва) |
ПОНИМАНИЕ И ЛЮБОВЬ СПАСУТ МИР
Ирину Агапову иногда можно встретить на одних тусовках с Эдуардом Тополем или Борисом Васильевым (там-то мы с ней и познакомились!). Из-за внешности журналисты чаще принимают ее за модель, нежели за писательницу. В основном Ирину знают как перспективного драматурга, пьесы которого охотно берутся на вооружения молодежными театральными студиями. Но ее фантастический рассказ «Вечный вечер по имени «Анна», опубликованный в первом номере журнала «Искатель» 2008 года, произвел эффект небольшого ядерного взрыва. Казалось бы, искушенного читателя мало, чем уже можно поразить, однако… Стиль Эдгара По переплетается в ее повествовании с утонченностью Уильяма Батлера Йейтса и богатым ассортиментом эпитетов «а-ля Владимир Набоков». Неожиданные же каскады и сюжетные развязки, думается, по достоинству оценил бы сам Рэй Брэдбери! Итак, загадочная старуха, (которой от роду не одна тысяча лет!), поселяется в подходящем для нее доме и перевозит сюда свою внучку с мужем и правнука. Аллегории, аллюзии и символические образы их так изящно прописаны в тексте, что все это нельзя воспринимать без чувства юмора. Например, внучкин муж, который «при жизни лез в бутылку» на самом деле и оказался в бутылке – только в качестве волшебника-джинна. А у внучки до сих пор сохранился «на куске мрамора диплом греческого колледжа Горгон», благодаря чему, она время от времени использует свое умение – обращать плохих людей в каменные изваяния. Единственный смертный человек в семейке - приемный ребенок Ивашка, в котором все не чают души. Вот такой экзотически-этнический микст из героев. Эти необычные существа собираются закатить грандиозную вечеринку по поводу встречи родственничков, таких же, мягко сказать, персонажей «с весьма необычной генетикой». Находится и ведущая этого междусобойчика - необидчивая клоунесса, которой дана емкая характеристика: «За несколько удлиненную форму черепа и крупноватые зубы светская клоунесса в простонародье носила погоняло "мисс Иго-го". Прозвище ни капли не смущало девицу, а даже лихорадочно подстегивало ее требующий грубо-слесарного вмешательства психоаналитика разум выдумывать в свой адрес новые и новые колкости, посылая в собственный гипоталамус мазохистский экстаз от своего публичного унижения…». Жесткая сатира на современное общество, ложные идеалы и антисоциальное поведение хорошо знакомых нам телеперсон, в которой отчетливо звучат отголоски «салтыково-щедринских идей», достигает своего пика. Поскольку мисс Иго-го, обуреваемая исключительно наживой и отчаянным поиском жениха, даже не понимает, что все окружающие ее гости – инфернальные типы, за сговор с которыми ей придется бесчеловечно расплачиваться. «Человек, еще при жизни потерявший душу, давно потерян для общества, как личность», - так негласно звучит основная тема повествования. И лишь для Ивашки семейная вечеринка в тягость – прибывшие родственники только и тычут ему в нос различиями между ними. У «светской клоунессы» также находит успех не он, а некий клыкастый граф Владомир. После этой вечеринки, сравнивая реальных и мифических гостей, понимаешь, что даже человек человеку - рознь. А эмпатию и поддержку можно найти только у близкого тебе по духу. Осознает это и Ивашка. Но ему требуется кое-что большее, нежели простая толерантность, ибо он ищет свою любовь… Тогда молодой человек принимает единственно правильное решение: покидает свой «осенний приют, сумеречное семейное логово» и начинает самостоятельную жизнь среди обычных людей. А еще он находит то, что искал - свою любовь: «Анна была воплощением июля, когда разноцветные веселые тени скользят по лицу, а старый город радуется дуновению пряных ветров, что несут запах имбиря и пьянящих заморских коктейлей, пение загадочных птиц, пыльцу далеких цветов и сулят перемены». Ее «волшебное имя можно читать слева направо и справа налево, и оно не станет от этого менее звучным». Герой сравнивает свою новую жизнь с «одним долгим счастливым вечером по имени Анна», чем вроде бы подводит черту под многочисленными событиями своего прошлого и дает отсчет счастливому настоящему. Литературный журнал «Искатель» с момента своего существования славится, как издание, открывающее новые имена авторов, пишущих в жанре «маленького фэнтези» - рассказов, лаконичных по объему, но запоминающихся, благодаря писательской стилистике и, конечно, оригинальному содержанию. Не стал исключением и рассказ Ирины Агаповой «Вечный вечер по имени Анна», в котором, как и в любой человеческой жизни, вопреки, казалось бы, мрачному прогнозу, отсутствию перспектив и усиленному насаждению смещенных идеалов, находится место для простого благополучия и для реального шанса выбраться из трясины, в которую нас иногда пытается забросить судьба. |
Здесь можно прочесть рассказ "Вечный вечер, имя которому "Анна" |