ПУБЛИЦИСТИКА "NON-FICTION"  

КАТЯ, ЛЮДА, ТОСЯ...
И. Агапова, М. Давыдова. "Москва слезам не верит". - М:
Изд. Эксмо, 2006

Катя, Люда, Тося… Если вы хоть раз смотрели фильм «Москва слезам не верит», эти женские имена моментально вызовут в вашей голове, читатель, образы. Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова. Три актрисы, в чьих судьбах есть кино, ставшее не просто народным, а истинно любимым…

Всегда интересно: а есть ли у актрис в их жизни хоть что-то, что роднило бы с героинями?.. Ответ на этот вопрос частично можно найти в книге, представленной сегодня вашему вниманию.

«В фильме «Москва слезам не верит» роли двух подруг, у которых с семейным счастьем были самые большие проблемы, Кати и Людмилы, исполняли актрисы, успешно вышедшие замуж и счастливые в своих семьях, - Алентова и Муравьева. Зато роль Антонины, той самой девушки, которая сразу находит верного мужа, досталась Раисе Рязановой. А ей самой в собственной жизни с семейным счастьем, наоборот, не повезло».

Разбирать литературные достоинства этой книги мы не станем. И не потому, что их нет. Написаны «Шесть женских судеб» довольно легким языком, сжато, факты, собранные в каждой из шести глав, интересны и дают почти полное представление о каждой из актрис. Единственным печальным моментом Лоцману кажется крайне малое количество диалогов или хотя бы прямой речи, что весьма разбавило бы тексты.

По сути, труд Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой - это хорошие журнальные статьи. (...) Факты из жизни актрис собраны самые разные, но аккуратно структурированы и поданы в свете заявленной темы - до и после «Москва слезам не верит».

Кроме трех главных героинь авторы добавили в книгу жизнеописания Евгении Ханаевой (мать Родиона), Зои Федоровой (вахтерша) и Натальи Вавиловой (Александра). Они создали в фильме яркие, необычайно типичные, узнаваемые образы. И Лоцман был несказанно удивлен тому, что роль матери Родиона была, по сути, первой работой Евгении Ханаевой в кино, а Наталья Вавилова покинула стезю киноактрисы после тяжелой травмы, с трудом и с помощью любимого мужа вернувшись к жизни.

«Шесть женских судеб» - по воле авторов или вне ее - доказывают читателю одну весьма простую мысль: жизнь, реальная жизнь, подкидывает каждый день куда более заковыристые истории, чем может придумать сценарист или снять режиссер. Конечно, судьбу Кати Тихомировой вряд ли кто-то может повторить. Но тому, как найти свою любовь, потерять или удержать ее, научиться бороться или смиряться под ударами судьбы, дружить, судьбы актрис помогут намного лучше, чем любое кино.

И еще одна деталь, которую не мог не заметить Лоцман. В изложении авторов каждая из женщин получилась очень милой, практически без недостатков. Меж тем иногда маленький недостаток делает человека куда более понятным и близким, чем миллион достоинств. Но Лоцман думает, что авторы не специально. Наверное, от любви.
Книжный Лоцман, 2006

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ
(…)Я зашла в книжный магазин и была приятно поражена – на прилавке лежала книга писательниц Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой «Москва слезам не верит. Шесть женских судеб», выпущенная самым популярных московским издательством «Эксмо». В ней рассказывается о судьбе шести известнейших актрис, исполняющих в одноименном фильме В. В. Меньшова как главные, так и роли второго плана. Я считаю очень хорошим событием появление такого искусствоведческого исследования – это значит, что и современное поколение неравнодушно к сюжету, обожаемому их мамами и бабушками.
Книга написана по результатам личных бесед писательниц с актрисами Верой Алентовой, Ириной Муравьевой и Раисой Рязановой, а также – с «оскароносным» режиссером Владимиром Меньшовым. Особенно впечатляет тот момент, что Ирина Вадимовна Муравьева, которая много лет отказывалась от бесед с журналистами, дала интервью для этого сборника. Это говорит о большом доверии к авторам и их авторитете в области киноведения…
Книга изложена в высокохудожественном ключе, но в тоже время доступным и легко читаемым языком. Я знакома с творчеством И. Агаповой и М. Давыдовой по их предыдущим не менее увлекательным работам, таким как ламинированные издания «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян», и считаю, что многим их книгам просто нет аналогов в отечественной литературе. От книги к книге наблюдается постоянно совершенствующее профессиональное мастерство писательниц, незаурядная способность подметить прекрасное в, казалось бы, самом обычном, искренняя симпатия ко всем своим персонажам, удивительное знание истории отечественного кинематографа и актерско-режиссерской «кухни». Как и многие книги И. Агаповой и М. Давыдовой, «Москва…», безусловно, достойна широчайшей читательской аудитории. Не зря, согласно опросам прессы, книгу назвали «Литературной сенсацией 2006 года» (…)
З. Костюхина, 2007

ДУМАЛИ - ПРОСТО СЕКС-СИМВОЛ...
И. Агапова, М. Давыдова. "Николай Ерёменко".
– М.: Изд-во Эксмо,2005. – 352 с.

В 80-е годы теперь уже прошлого века было решено определить самые популярные отечественные кинофильмы последних 50 лет (начиная с 40-х годов). Критерий выбрали простой – зрительскую посещаемость. В итоге абсолютным лидером – 87,6 миллиона зрителей – оказался первый советский боевик «Пираты ХХ века» (1980). Во многом это произошло благодаря исполнителю главной роли народному артисту России Николаю Николаевичу Ерёменко-младшему (1949 – 2001). («Младшему» – потому что отец, народный артист СССР и полный его тёзка, именуется «старшим».) Доходило до того, что в кинотеатрах отменяли утренние сеансы «Пиратов»: школьники сбегали с уроков целыми классами, чтобы ещё и ещё раз посмотреть полюбившуюся ленту. Одна из многочисленных юных поклонниц Ерёменко призналась, что видела этот фильм 38 раз!
Впрочем, зрительская любовь пришла к актёру гораздо раньше. Кинодебютом Николая, тогда ещё второкурсника ВГИКа, стала роль Алёши в фильме Сергея Герасимова «У озера» (1969). Герой Ерёменко появлялся всего в трёх эпизодах, но сумел запомниться. Из-за разностороннего дарования актёра журналисты называли его «плейбоем» и «идеальным мужчиной», «новым русским» и даже… «мафиози». После картины «Красное и чёрное» Николай мешками получал любовные признания, став «секс-символом» советского кино (неофициальным, разумеется). О нём часто говорили как о баловне судьбы, но сам Ерёменко на «везунчика» обижался – разве может везти в кино три десятка лет подряд? – и называл себя профессионалом. А своего «актёрского» происхождения даже стеснялся: в те времена продолжать творческую династию «считалось чем-то постыдным – как будто ты перебежал дорогу кому-то «из народа». Этот комплекс у молодого актёра существовал очень долго. Поэтому он всегда отказывался сниматься вместе с собственным отцом». Только к 70-летию Ерёменко-старшего он поставил картину «Сын за отца», где оба сыграли главные роли.
Обо всём этом можно узнать из книги Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой «Николай Ерёменко». Однако там показан не только Ерёменко-артист, но и «другая сторона экрана» – Ерёменко-человек: школьные годы, студенческая жизнь, служба в армии, отношения с родителями и с женщинами… Как и в кинокартинах, он предстаёт «улыбчивым, красивым, азартным и талантливым. И это – самая великая память, которую может оставить человек после себя».
О.Рычкова, 2005

НАРОДНЫЙ АРТИСТ
Николай Караченцов. Агапова И., Давыдова М.

Эта книга выделяется из множества современных биографий тем, что она, как ни
странно, немного напоминает роман. То ли жизнь и судьба актера такие интересные,
то ли авторы вложили в книгу всю свою душу, но получилось действительно хорошо.
Ведь и в документальном фильме можно встретить по-настоящему захватывающие
сюжеты, и все же художественным он от этого не станет. Язык, которым написана
книга, очень легкий и приятный, лишенный штампов и не перегруженный ненужными
эпитетами. Помимо интересных фактов из жизни самого актера и окружающих его
людей, в тексте можно также встретить пересказы фильмов и спектаклей, в которых
играл Караченцов, – сложно сказать, разумный ли это ход, но повествование сильно
оживляется благодаря таким пересказам. В конце книги приводится подробная
фильмография актера, а также список его сценических работ. Вероятно, эти списки
предполагалось оформить в последовательности «год–название–жанр–роль», что,
прямо скажем, не очень удалось авторам. Но на общем фоне такие мелочи просто
теряются.
М Карпеева © Моя книга, 2007

Оригинал текста рецензии "Катя, Люда, Тося..."
Отрывок рецензии "Литературная сенсация"
Оригинал рецензии "Думали - просто секс-символ"
Оригинал рецензии "Народный артист"

Хостинг от uCoz
Главная