ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ  

Источник - Журнал "Новая библиотека", 2009, N 20, с. 41-48

ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ:
методические пособия по проведению игр, турниров, викторин, конкурсов и выпускных балов
(тематический обзор пяти авторских книг Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой)

Школьная жизнь продолжается 11 лет. Она начинается праздником - Днем знаний и оканчивается прощальным балом выпускников. А на протяжении этого десятилетия подрастающий человек учится читать, переходя от простых книжек к более сложным, ежегодно встречается с сезонными обновлениями природы, постигает премудрости многих наук, радуется наступающим праздникам и приближению каникул.
Один из непременных залогов успешного труда учащихся - разумная организация их досугового времени.
Так рассуждали московские писатели и драматурги Ирина Агапова и Маргарита Давыдова, авторы множества методических пособий для школ и библиотек. Они хотели, чтобы ученики, старательно корпевшие над учебниками целую четверть, закрепили свои успехи, пройдя через маленький праздник, в котором они бы сами выступили либо как участники, либо как зрители. Ведь общеизвестно - в игровой занимательной форме ребята могут без особого напряжения повторить элементы пройденного на уроках материала, расширить горизонты уже имеющихся знаний.

Как попасть в книгу рекордов Гиннеса?

Ирина Анатольевна Агапова и Маргарита Алексеевна Давыдова - лауреаты литературных премий и авторы 70-ти книг. Тематика их книг разнообразна - драматургия, сборники сценариев, психологические исследования, публицистика non-fiction, биографии известных артистов, учебно-педагогические комплекты по школьному воспитанию, художественная и прикладная литература.
Авторы живут и работают в Москве. Их литературному сотрудничеству в 2009 году исполняется 10 лет! А началось все в далеком 1999 году с их совместной работы над трилогией книг под названием «Праздник в школе». Все книги трилогии стали впоследствии бестселлерами.
Всего творческим дуэтом Агаповой и Давыдовой написано 50 книг со сценариями, в которые их вошло 1157 штук! Это является абсолютным литературным рекордом, и информация об авторах была направлена в Лондон в резиденцию Всемирной Книги Гиннесса.
В январе 2009 года администрация Российской книги Гиннесса выдала Ирине Анатольевне и Маргарите Алексеевне именные сертификаты в номинации "Самое большое количество изданных книг со сценариями праздников для школы и детского сада" и вручила Большой Кубок. Вручение сертификатов проходило в московском выставочном зале «Манеж» в рамках всесоюзного мероприятия «Год семьи». Награждение проводила теледиктор Ангелина Вовк.
Ирина Агапова - писатель, драматург, художник, по образованию - психолог, фотомодель и победительница конкурса красоты «Мисс Подмосковье-1990». Удостоена звания «Драматург ХХI века». Ее пьесы - обладатели первых премий и дипломов театральных фестивалей России и Ближнего Зарубежья.
Так, в 2000 году за цикл молодежных пьес Ирина Агапова была удостоена звания "Драматург ХХI века". Она - номинант конкурса драматургов «Современная пьеса-2003». На сегодняшний день все ее пьесы рекомендованы театральным центром "Дебют" при Центральном Доме актера для профессиональных постановок. Они ставятся в Барнауле, Вологде, Иркутске, Муроме, Северодвинске, Челябинске и ряде других городов. Культовая молодежная трилогия "Эрида - богиня раздора", в которую входят пьесы "Серебряный котел дури", "Венок из мертвых цветов" и "Сапфиры принцессы", удостоена множества почетных призов.
В журнале «Искатель» (2008, №1) опубликован фантастический рассказ Ирины Агаповой "Вечный вечер по имени "Анна". Он рекомендован к изучению в школе на уроках литературы. В журнале "Литературе в школе" (2009, №2) вышла разработка тематического урока по этому рассказу.
Маргарита Давыдова - писатель, искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель авторского курса по театральной педагогике в Академии последипломного образования.
С отличием закончив аспирантуру и блестяще защитив диссертацию, она получила ряд великолепных отзывов от представителей педагогических академий России, Германии и Британии. Ее перу принадлежат более 200 искусствоведческих статей в известных изданиях ("Литературная газета", "Культура"), глянцевых журналах ("Бурда", "Кинобизнес") и Интернет-газетах. Она является обладателем престижной премии "Публикация года", а в 2001 году стала лауреатом конкурса «Правопорядок и общество» за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России.

Нельзя монотонно дублировать одни и те же сценарии из года в год!

Агапова И. А. Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. - М.: «Айрис-пресс», 2005. - 114 с. с ил. ( Серия «Внимание, дети!», тираж 5 000 экз.)

Хорошие родители, отправляя своих ребят в школу, не только рассчитывают, что они получат там необходимый багаж знаний, но и надеются, что детям будет в школе весело и интересно. Царящая в стенах школы атмосфера во многом зависит от педагогов и библиотекаря. Если они подходят к своей работе с энтузиазмом, поощряют творческие начинания ребят, организуют всевозможные мероприятия, на которых ребята могут проявить себя, то и школьная жизнь их подопечных будет яркой и нескучной.
Одним из традиционно популярных способов организации школьного досуга является проведение внеурочных мероприятий. Польза от таких мероприятий очевидна: учитель может реализовать свои творческие задатки и интересные идеи, а ученики получают возможность получше узнать учителя и друг друга, совместить игру и обучение, а порой и просто немного пошалить в школе «на законных основаниях» - а такое, согласитесь, запомнится детям надолго.
Внеурочные мероприятия авторы данного методического пособия разделили на несколько направлений. Одни используют материал школьных уроков, изобретательно и нестандартно развивая его, тем самым, способствуя его лучшему усвоению и закреплению. Другие связаны с определенными календарными праздниками, рассказывают об истории их возникновения и значении. Третьи просто ставят своей целью создать у ребят хорошее настроение, одновременно помогая развить у учащихся память, воображение и фантазию.
Каждое из подобных мероприятий по-своему полезно.
Задача книги - вооружить педагога или библиотекаря теоретическим и практическим материалом для проведения ряда праздников среди учащихся начальной и средней школы. Разработки, содержащиеся в книге, пригодны для воплощения, как в масштабе класса, так и в целой возрастной «линейке».
Сценарии мероприятий расположены в хронологическом порядке. Осень - пора начала учебы, прощания с букварем и празднования Дня учителя. Зима дарит нам новогодние и масленичные гулянья, приход весны - торжественную встречу пробуждения природы, лето - праздники каникул.
В разработках сценариев для каждого сезона авторы обращаются не только к праздникам, которые отражают события школьной жизни, но и к общегосударственным праздникам. Ребятам наверняка будет любопытно принять участие в праздновании календарно-обрядовых событий, которые отмечались еще нашими предками (Колядки, Масленица, Троица).
В особый раздел составителями вынесены праздники, при проведении которых используются знания детей, почерпнутые на уроках чтения и русского языка («Литературный ринг», «Звездная минута» и др.). Эти мероприятия можно проводить в любое время года, важно только, чтобы дети были подготовлены к работе с приведенным материалом, то есть обладали нужным багажом знаний. Для этого авторы пособия рекомендуют заранее вывесить в классе список книг, содержание которых будет затем использовано при проведении мероприятия, или ряд наиболее сложных вопросов предстоящей викторины.
Представленные в книге сценарии различаются не только по тематике, что понятно - она определяется спецификой каждого из времен года, - но также по сложности и объему. Это позволяет педагогу или библиотекарю начать с проведения более простых и доступных мероприятий, а затем перейти на более высокую ступень.
При подготовке школьных праздников нужно иметь в виду одну вещь: нельзя монотонно дублировать одни и те же сценарии из года в год! Дети обязательно обнаружат повтор, и им будет неинтересно. Лучше обратиться к другому сценарию или приложить фантазию и создать на основании прошлогодних наработок нечто совершенно новое.
Чтобы облегчить поиски музыкального сопровождения к праздникам, книга снабжена небольшим приложением, в котором размещены необходимые нотные тексты.

Встречи с литературными героями

Агапова И. А. Давыдова М.А. Там, на неведомых дорожках: Сценарии внеклассных мероприятий для начальной школы. - М, «Айрис-пресс», 2008 - 160 с. (Серия «Внимание, дети!», тираж 5 000 экз.)

Что же происходит там, на неведомых дорожках книг разных писателей?
Узнать это помогут встречи с любимыми литературными героями.
Ирина Агапова и Маргарита Давыдова предлагают еще раз перелистать страницы хорошо известных всем произведений: их персонажи встретятся с ребятами и друг с другом, расскажут о себе много интересного. Авторы старались, чтобы каждое описанное мероприятие поощрило стремление младших школьников еще раз обратиться к литературному первоисточнику, о котором идет речь.
Работая над пособием, они понимали, что школьные преподаватели литературы всегда испытывают острую нехватку во времени: его, как правило, в обрез хватает лишь на то, чтобы изучить с детьми запланированные произведения. А вот на знакомство учащихся с другими книгами - не менее интересными, - бывает недостаточно и уроков по внеклассному чтению.
Поэтому представление многих книг - и тех, которые уже стали классическими, и современных детских бестселлеров - даже не упомянуто в типовых школьных программах!
В результате оказывается, что целый пласт дополнительной литературы, а в его числе - и те книги, которые стали детским «золотым фондом», - не изучается вообще!
В начальной школе существуют часы так называемого «внеклассного чтения». Но вот вопрос - как преподнести детям то или иное произведение, чтобы заинтересовать юных читателей его фабулой и поведением героев?
К сожалению, в школьных и детских библиотеках до сих пор отсутствуют интересные сценарные разработки, позволяющие в игровой, нестандартной форме знакомить учащихся с увлекательными литературными произведениями. Что же предпринять для того, чтобы дети предпочли отдавать свой досуг чтению хороших книг?
Ведь далеко не каждый рядовой учитель сможет сам сочинить для детей сценку или римейк по полюбившимся им сказкам, скажем, П. П. Бажова, Памэллы Трэверс или по сюжетам известных греческих мифов…
Но, как показала практика, дети сами принимают охотное участие в подготовке литературных вечеров. Ведь младшие школьники - самые благодарные зрители и слушатели! А актерский талант, как правило, заведомо присутствует почти в каждом ребенке. Педагогу или библиотекарю нужно только уметь направить детскую энергию в правильное русло!
Предлагаемое пособие «Там, на неведомых дорожках…» содержит разножанровые разработки детских внеурочных мероприятий - инсценировки, сценки, викторины - где основой выступает содержание уже известных детям или пока новых для них книг - как авторских, так и фольклора.
Школьники хорошо знакомы со многими героями популярных книг по мультипликационным фильмам, например, с дядей Степой, Мойдодыром, Винни-Пухом, Мумми-Троллем. Чтобы сделать сценарии вечеров еще более интересными, авторы ввели туда в качестве ведущих некоторых мультипликационных персонажей. Так, в одном мероприятии участвует хорошо знакомый ребятам Мишка Гами.
Участие в школьных литературных вечерах сделает обучение в школе более интересным для детей. Кроме того, литературный театр - благодатная почва для воспитания у них нужных положительных качеств - доброты и благородства, смелости и отваги.
При постановках данных мероприятий роли ведущих или взрослых литературных персонажей могут исполнять учителя или старшеклассники.
Создавая тот или иной сценарий, авторы учитывали, что слишком громоздкое оборудование или костюмное оформление подчас оказывается не под силу рядовому педагогу или библиотекарю. Поэтому при подготовке их постановок понадобится очень скромное бутафорское или костюмное подспорье.
Так, костюм сказочной царевны сможет нафантазировать себе любая исполнительница. А другие костюмы можно обозначить одним-двумя элементами, предоставив остальное фантазии зрителей. Ведь детям 6-10 лет не стоит предпринимать особых усилий, чтобы представить хорошо знакомого одноклассника в роли, скажем, говорящего крокодила, а часто встречаемого в коридоре школы старшеклассника - в роли волшебника - ведущего или персонажа какой-нибудь известной сказочной истории.
Главное - чтобы учащихся увлек сюжет постановки, которая в течение ближайших 15-20 минут позволит ему вновь встретиться с известными персонажами, сопереживая их поступкам.
Данная книга предназначена не только учителям начальных классов, но и воспитателям групп продленного дня, завучам по воспитательной работе. Кроме того, она может оказать нужную помощь работникам библиотек - школьных, городских, сельских.

Прорыв в создании методических бестселлеров

В трилогию книг Ирины Агаповой и Маргариты Давыдовой с общим названием «Праздник в школе» входят:

1. Давыдова М. А. Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины для 1-5 кл. - Москва: «Айрис-пресс» - «Рольф», 2005 - 304 с, с ил. (Серия «Внимание, дети!», тираж 10 000 экз.)
2. Давыдова М. А. Агапова И.А. Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии для 6-11 кл. - Москва: «Айрис-пресс», 2009.- 256 стр., с ил. (Серия «Детский праздник», тираж 6 000 экз.)

3. Давыдова М. А. Агапова И.А. Праздник в школе: Выпускные балы для 8-11 кл. - Москва: «Айрис-пресс», 2007.- 336 с., с ил. (Серия "Внимание, дети!", тираж 7 000 экз.)

Этой трилогии предстояло сыграть судьбоносную роль в современной внеурочной педагогике. Именно с нее стартовало насыщение современного книжного рынка литературой подобной тематики. Именно с этими книгами авторы осуществили своеобразный «прорыв» в отечественной литературе: в 2000 году трилогия «Праздник в школе» заняла пустующую нишу книг, посвященных школьным праздникам. Составляющие трилогию книги переиздаются до сих пор, ежегодно и по нескольку раз, причем, разными издательствами.
В трилогии представлены сценарии школьных праздников для всей возрастной вертикали школьников - от Праздника прощания с букварем, Дня русской печки, веселой Масленицы и до Последнего звонка и выпускного бала.
Ирина Агапова и Маргарита Давыдова считают, что школьные праздники - это благодатное поле для реализации художественного потенциала детей и подростков.(...)

Россинская С. В. Заведующая библиотекой "Фолиант"


Оригинал статьи можно прочесть по этой ссылке. Статья "Праздник в школе"

Хостинг от uCoz
Главная