ВОЛШЕБНЫЙ МИР ИРИНЫ АГАПОВОЙ  

Волшебный мир Ирины Агаповой

Названия произведений Ирины Агаповой хочется «перебирать», как самоцветы: «Сапфиры принцессы», «Серебряный котел дури», «Сказки старой мельницы», «Вечный вечер, имя которому «Анна», «Коллекция пыли на зеркале», «Три огонька возле елки» и многие другие сами по себе вызывают необычные ассоциации.
Характеризуя творчество Ирины Агаповой, искусствоведы используют такие эпитеты: «несомненная самобытность», «тексты, богатые удачными сравнениями», «переплетение жанров», «нарастающая напряженность сюжета» и «неожиданные концовки». Все это действительно так и Вы сами отчасти можете в этом убедиться, прочитав отрывок из фантастического рассказа «Вечный вечер, имя которому «Анна».

__________________________
ЛОГОВО
К дому старались не подходить, ибо он вселял почтение и трепет, но издалека за ним наблюдать любили, так как ничего подобного в этих краях никогда не видели. Фасад его, с пирамидальными колоннами, диковинными лепными арками и водосточными трубами, выполненными в виде замысловатых фигурок рогатых собак и крылатых кошек со змеиными хвостами, можно было сравнить с пугающей изысканностью старинных соборов Сицилии или гордым одиночеством родовых замков туманного «зеленого острова». Если смотреть на логово во время заката, то каменная кладка меняла свой цвет и из пепельно-серой превращалась в пурпурную. Никто не знает, был ли дом таким многогранным с самого своего начала или приобрел все эти особенности, питаясь едкой пылью времен. Но он все больше и больше порастал диким виноградом и плющом, которые никто не сажал, а заодно - множеством легенд-небылиц и фантазий-экспромтов. Словно по какому-то мистическому знамению его не тронули войны и стихийные бедствия, и даже вандалы, которые разоряют и тащат напропалую все подряд, словно не замечали его...
Одинокий и замшелый, за кованым забором с фигурками невиданных чудовищ, простоял он почти 100 лет, пропеченный, как гигантский пирог в горниле летнего зноя, продуваемый ураганными ветрами первых природных перемен, ведущих к спячке, укутанный в саван белоснежно-сахарных снежинок или распятый серебряными гвоздями весенних ливней возрождения. И только старый сверчок за изразцовой печью, чей голос слышать - непременно к покойнику - терпеливо ждал жильцов.
__________________________

Ирина Агапова пишет с 4-х лет. Задатки будущего писателя проявились в виде простых детских рифмовок, а по мере взросления стремительно приобретали все более сложные формы. Путь в большую литературу сначала проходил через годы работы с известными на всю страну изданиями: журнал «Пионер», газета «Комсомольская Правда». Эти «монополисты» качественного печатного слова и сейчас вызывают ностальгические ассоциации у целого поколения россиян. В то время, когда эти издания были определенными гарантами качественной подачи информации, Ирина, сама еще ребенок, писала для них сказки, повести, делала разнообразные зарисовки. Ее писательское мастерство оттачивалось как самостоятельно, так и в сотрудничестве с десятками постперестроечных и современных печатных изданий. Позже она писала и вела свои странички в десятках известных изданий, среди которых газеты «Подмосковные Известия», «Неделя», «Метро», журналы «Лиза» и «Seventeen».

Последние десять лет она творит в соавторстве с Маргаритой Алексеевной Давыдовой, искусствоведом, кандидатом наук, доцентом, а теперь – еще и обладателем профессорского звания. Перу этого успешного творческого тандема принадлежит более 70 книг. Направления, в которых работают авторы, фактически представляют собой широчайший спектр возможностей: публицистика non-fiction, драматургия, психология.

2009 год стал для авторов юбилейным и своеобразным периодом подведения итогов: в этом году их совместной деятельности исполнится 10 лет; а начало года ознаменовалось вручением заслуженной награды, какой вряд ли смогут похвастаться другие современные авторы. В январе 2009 года они стали лауреатами номинации «Самое большое в России количество книг со сценариями праздников для школы и детского сада, написанных дуэтом авторов», получили именные сертификаты и были награждены Большим Кубком. Количество же изданных книг этой тематики исчисляется 50-тью, а количество сценариев представляет собой абсолютный рекорд – их 1157. Сертификаты удостоверили внесение их имен и достижения в Российскую «Книгу Рекордов и Достижений», а также во всемирное издание «Книгу Гиннесса».

Ирина Агапова ответила на несколько вопросов журнала ВО!

- У Ваших персонажей очень необычные имена. Каким образом Вы их подбираете? К примеру, возьмем Вашу повесть «Диана, Латона и вредная Слигарона» и другие произведения.

- Я люблю нетрадиционные, запоминающиеся имена.
Диана и Латона – имена девочек, а Слигарона – имя сказочного существа, убежавшего из института черной магии.
Латона – это мать богини Дианы, это знают те, кто знаком с греческой мифологией. А вот Диана – имя не богини, а вполне реального человека, оказавшего на меня большое впечатление. Это радиоредактор Диана Иосифовна Берлин.
Почему имя Анна выбрано для героини фантастического рассказа «Вечный вечер, имя которому «Анна» Вы поймете сами, прочитав текст.
В одной из последних моих пьес («Осокорь и черный янтарь») имя главной героини Осокорь произошло от одноименного названия пирамидальных тополей, которые во множестве я увидела на юге. Действие в пьесе перескакивает в кельтскую эпоху, в дохристианскую Ирландию.
К процессу выбора имени персонажа я отношусь очень серьезно: поднимаю энциклопедии и словари, и уже достаточно глубоко изучила кельтскую мифологию и эпосы, старинные ирландские саги и многое другое, что позволяет гармонично «привязать» историческую подоплеку к современным условиям и качествам героев.

- Как строится типичный день писателя? Вы сова или жаворонок?
- Я кошка. Вещь в себе. В угол забьюсь и смотрю на то, что происходит. Я пишу каждый день, идет или проза, или стихи, или пьеса. Но такого, чтобы «ничего не написалось», у меня не бывает.
Перед тем, как лечь спать, я оставляю пачку листов и ручку рядом с изголовьем. Чтобы в темноте успеть записать те мысли и образы, которые приходят неожиданно.

- Как возникает замысел для пьесы? Образование психолога помогает Вам в творчестве?
- Я «подсматриваю» сценки из жизни. Как психолог я могу читать тексты, написанные другими авторами, «между строк». Для меня сразу становятся очевидны проблемы, которые у писателя имеются в реальной жизни.

- Вы сами с легкостью иллюстрируете свои произведения. Почему Вы выбрали для этого черно-белую графику?
- Я отталкиваюсь от того, что сейчас востребовано в издательствах. Поскольку я профессиональный художник, я могу писать в любой технике: тушью, маслом, акварелью. Мои картины неоднократно выставлялись, а одна выставка в Манеже имела даже серьезные последствия. Мой автопортрет привлек внимание одного посетителя, который сначала утверждал «Таких женщин не бывает!», а потом правдами и неправдами узнал номер моего телефона. Завязался телефонный роман – в то время это было еще возможно, который впоследствии закончился бракосочетанием.


Неоспоримое свидетельство таланта Ирины Агаповой – многочисленные письма читателей и участников школьных коллективов, поставивших ее пьесы. Во времена, когда электронное общение почти полностью вытеснило культуру бумажного письма, ей присылают отзывы об успешных постановках. Фотографии и целые рассказы о том, как в условиях российской глубинки ставят спектакли по ее пьесам.
По признанию Ирины, некоторые письма способны растрогать до слез: например, из одного письма она узнала, как школьники пытались соблюсти «букву» оригинального текста пьесы с летними декорациями и костюмами школы, расположенной в отдаленном северном районе страны. Другое письмо рассказало, как один из главных исполнителей, попавший накануне премьеры в больницу, сбежал из нее, не в силах пропустить такое важное событие. Сама Ирины утверждает, что письма дают ей возможность сравнить, как выглядят придуманные ею герои из того же «Серебряного котла дури» на сценах Подмосковья, Иркутска и Барнаула.
Сегодня Ирина Агапова в состоянии реализовать и более масштабные проекты: «в столе» у писательницы лежат две трилогии. Полностью готовы к печати несколько романов, один из которых затрагивает спектр самых сложных для писателя тем =- политику, бизнес, финансы. В центре захватывающей сюжет линии стоит главная героиня романа – незаурядная женщина-политик. По всем приметам роман обещал стать бестселлером – «видавшие виды» сотрудники издательства «проглотили» роман за ночь, а подготовка к печати велась уже на уровне обложки. Однако вездесущий кризис и здесь внес свои коррективы, и издание не состоялось. Хочется верить, что ситуация на издательском рынке в ближайшем будущем изменится в лучшую сторону и читатели смогут прочитать новые романы Ирины Агаповой.

Юлия Герасимова, корреспондент (Журнал «ВО!», № 6, 2009)

Оригинал статьи на сайте Префектуры Восточного Округа Москвы. Ж "ВО!" №6, 2009, стр, 22-23

Хостинг от uCoz