|
МИР НУЖЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ЗНАТЬ В НЕМ ПОКОЯ
| |
МИР НУЖЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ЗНАТЬ В НЕМ ПОКОЯ
Далекое южное княжество, море шумит прямо у стен дворца его правителя принца Акаша… Безмятежность и красота… Жизнь течет неторопливо, все разморены жарким солнцем, и ничто не может нарушить гармонии… Но самое интересное то, что принц Акаш женат на русской девушке по имени Эрида. Но в один миг идиллия рушится. И сюжет начинает напоминать согнутую проволоку, которая с силой распрямляется: Эрида узнает страшную тайну, которую Акашу удавалось скрывать от нее в течение последних лет. Оказывается, он разжигатель международных войн, двуличный, жестокий человек, мечтающий лишь об одном – о мировом господстве. В борьбе против него сплачиваются гениальный ученый, создавший идеального воина-киборга, простой бандит, решивший испытать этого воина в действии и принцесса Эрида. Кто выиграет эту борьбу, покажет финал спектакля «Отель разбитых сердец», чей сюжет вкратце был сейчас пересказан.
…Сцена Дворца культуры освещена тревожным красным светом. Неотвратимо звучит тема судьбы.
На фоне всего этого берет за душу проникновенный монолог Эриды в одной из финальных сцен: «Я ступила на эту землю с чувством свободы и спокойствия. Связь вещей и ход событий только теперь собрались в идеальную цепь, которую кует время, порой не считаясь с человеческими желаниями. Мир ХХ1 века, ракетный век, век новых технологий, преобразующих бытие. Но и в дебрях цивилизаций и суперсовременных вещей удел обычной женщины – растить детей, вести хозяйство и ждать своего мужчину. Практически никакого отличия между женщиной нашего мира и женщиной мира, царящего в каменном веке. Что для меня этот мир? И что у меня здесь есть? Нет семьи, нет денег, ведь принц Акаш не оставит в покое мой бизнес. Нет, я не похожа на этих среднестатистических женщин, потому что мне мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя…».
- Автор пьесы, по которой сделана постановка, московский драматург Ирина Анатольевна Агапова ставит во главе всей истории вопрос «Что для меня этот мир»? Он звучит из уст главной героини, - рассказывает режиссер спектакля Татьяна Александрова, - каждый отвечает на него по-своему. У главной героини фактически рушится жизнь – она теряет семью, положение в обществе, финансовое благополучие. Но она находит нечто большее – правду, справедливость, людей, которые не предадут. А главное – реальную возможность повлиять на будущее человечества. Потому что она отправляется в тот район земного шара, где принц Акаш ведет войну, и будет пытаться исправить его ошибки, потому что считает себя ответственной за его зло. У меня в спектакле задействованы ребята из средних и старших классов. В их возрасте интересно хотя бы для самого себя постараться дать ответы на ряд вопросов.
Пьеса «Отель разбитых сердец» в 2008-2009 гг. активно ставится коллективами молодежных театров, самодеятельными школьными группами артистов. Например, на театральных сценах городов Чувашии демонстрируются мистические отрывки из нее – ученый показывает идеальный механизм для войны, которому он дал имя «валькирия». Эрида выступает против таких «валькирий», ведь их производство незаконно и бесчеловечно. Постановка пьесы еще в одном регионе Подмосковья отличается от поволжских вариантов. Здесь одним из главных персонажей стала сестра Эриды, которая приехала к ней погостить, но позавидовала статусу принцессы, и сделала все, чтобы Эрида узнала о секрете Акаша.
Сколько режиссеров – столько и вариантов постановок одного и того же на первый взгляд сюжета.
Но не только у принца Акаша есть секреты.
Секрет зашифрован в самой пьесе. Дело в том, что «Отель разбитых сердец» - четвертая, заключительная часть большого цикла, который так и называется «Эрида – богиня раздора». В будущем году у цикла пьес о целеустремленной красавице Эриде грядет юбилейная дата – 10 лет, как он не сходит со сцен молодежных дворцов культуры по всей нашей огромной стране.
Чтобы подробнее узнать о судьбе цикла, я встретилась с нашей выдающейся современницей, самым популярным молодежным драматургом нового века И. А. Агаповой.
Ирина Анатольевна – утонченная натура с туманным взглядом васильковых глаз и безупречным стилем поведения светской москвички – еще плюс ко всему умна и талантлива. Поэтому неудивительно, что она автор 70 книг (в соавторстве с профессором М. А. Давыдовой), обладатель множества литературных премий, звания «Драматург XXI века», лауреат Книги Гиннеса-2009, обладатель титула «Леди-Литература-2009» от 22 Moscow International Book Fair, человек любящий современную молодежь и работающий в первую очередь для нее.
- Ирина Анатольевна, вы – автор семидесяти книг, больше половины которых - это сборники сценариев и пьес. Подскажите, пьесы цикла «Эрида – богиня раздора» где можно найти?
- Три пьесы («Серебряный котел дури», «Венок из мертвых цветов», Сапфиры принцессы») опубликованы в сборнике издательства «Айрис-пресс» «Праздник в школе. Выпускные балы и конкурсы для 8-11 кл.» А вот «Отель…» Вы прочтете в моей же книге «Мы - патриоты» издательства «Вако», - рассказывает И. А. Агапова, - насколько я в курсе, «Отель…» действительно сейчас много ставится силами молодежных театральных коллективов – очень сильный сюжет, современная фантастика, но и реальность четко проглядывает – угроза мирового терроризма, с которой необходимо бороться. Впрочем, моя Эрида в каждой пьесе с чем-нибудь да борется.
- Какая из пьес лидирует по театральным наградам?
- Бесспорный лидер по количеству постановок самая первая моя пьеса - «Серебряный котел дури». Каких только наград постановки по ее сюжету не получали – от Приза зрительских симпатий, до Гран-при фестиваля драматических театров! Например, в Мурманской области в начале 2009 года сразу два коллектива демонстрировали свои постановки «Серебряного котла дури». Успех объясняю просто – это пьеса-быль. Сюжетные линии, развитые в ней, фактически имели место в реальной жизни. Должно быть, это чувствуется людьми.
- Я знаю, что чаще постановки «Серебряного котла…» приурочивают ко дню борьбы с наркоманией. Почему?
- Центральная линия всей истории - не только любовный треугольник. Но и бич современного общества – проблема наркомании. Я, в силу своих возможностей, с помощью своего творчества, помогаю ребятам разобраться в том, что такое хорошо, а что такое плохо.
- События остальных пьес – тоже реальные?
- Герои взяты из жизни. Но сюжеты от начала до конца выдуманы мною. «Венок из мертвых цветов» - красивая сказка, где одни и те же герои являются персонажами нашей реальности, но одновременно они живут и действуют на другой планете. Некое
раздвоение личности. И, поди разберись – где правда, а где ложь. Их красивой истории противостоит образ городского сумасшедшего по прозвищу Толькоробкин. Когда редакторы читали «Венок из мертвых цветов», они плакали настоящими слезами и просили смягчить участь этого самого Толькоробкина. К, сожалению, этот герой – реальный. Его уже нет в живых. Но в пьесе он, по просьбе редакторов, остается жить и все там способствует тому, чтобы он излечился от своего недуга.
- Мне одна из сюжетных линий «Венка…» напоминает стилистику Брэдбери – помните его рассказ «Озеро», где неким мостиком из прошлого в настоящее является недостроенный детьми дворец из песка. В «Венке…» такую функцию оказывает недоплетенный венок.
- Спасибо за сравнение с величайшим современником. Кстати, эта пьеса номинировалась в 2003 году на конкурсе «Современная пьеса». В «Венке…» призрак мальчика, погибшего много лет назад, просит главную героиню доплести венок из цветов. Это является для нее предостережением – надо забыть ушедшее горе, в котором она несколько «зациклилась», и жить дальше. Иначе открывается неприятное будущее, символизируемое Толькоробкиным, о котором упоминалось ранее. Это одна из самых мистических пьес, которые я написала. И главная героиня здесь ставит одну из решительных точек: разрывает отношения с людьми, которые становятся ей неинтересны, уезжает из города, стирая свои воспоминания. Одновременно происходит вообще загадочная вещь – особым образом она стирает воспоминания о себе из памяти оставшихся в городе людей.
- «Сапфиры принцессы» - любимая пьеса в кружках… восточного танца. Я лично неоднократно видела на сцене постановку отрывка – той самой легенды о прекрасной принцессе и сапфирах неземной красоты. Вы изначально задумывали такой образ, чтобы его можно было воплотить коллективами индийского, арабского танца?
- Нет! Признаться, это стало для меня неожиданностью. Я даже не предполагала, что акцент можно сделать именно на танцах и красиво сопровождать ими сюжет.
- Очень красиво получилось. Работа над костюмами – излюбленное занятие артистов.
- Но еще и очень кропотливое. У меня действие происходит в теплое время года. А ставят пьесу, представьте, зимой, на сцене провинциального театра, которая почти не отапливается! Режиссер просит ребят одеваться потеплее, а они категорически отказываются – драматург придумал, что дело происходит летом, вот мы и будем играть в маечках, сарафанах! Но давайте вернемся к сюжету. Потому что пьеса посвящена серьезной теме - борьбе с сектантством. Проповедник секты, который сам не знает, чего он проповедует, занимается тем, что выкачивает из наивной молодежи денежные средства. Секте, в которую попадает сестра главной героини, противостоит, конечно же, наша отважная и умная Эрида. И здесь присутствует моя излюбленная мистическая линия.
Пьеса «Сапфиры принцессы» заканчивается тем, что главная героиня спасает сестру, открывает в городе центр психологической реабилитации и выходит замуж за принца Акаша. За того самого, с упоминания имени которого начался наш разговор. Известно, что только сказки заканчиваются словами «жили они долго и счастливо», а в жизни случается и по другому.
- Ваши пьесы – титулованы, награждены дипломами, грамотами. Где храните награды?
- Смотря какие награды. Кубки наградные стоят на полке. А дипломы в рамках висят рядом с моими картинами. Я еще и живопись занимаюсь: в последнее время люблю рисовать осенние натюрморты. А чаще рисую тушью эскизы костюмов для героев своих же пьес, элементы декораций, рисунки для театрального занавеса. Я же еще и дипломированный художник. Видите как много творчества сидит в одной женщине!
В творчестве Ирины Агаповой – все как в жизни. Конец одного произведения – пусть к началу чего-то другого. А трагедия и боль, порой, стимулы к поиску гармонии и пути к совершенству.
Ибо, (цитируя фразу самой госпожи Агаповой!) мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя.
Т. М. Александрова
руководитель молодежной театральной студии «Лирика»
Источник - благотворительный журнал «Театральный путь» № 5, ноябрь 2009
|